Относится к преобразователям частоты серий
VFD-E, EL, L, B, F, G, VE, C2000Цель данной инструкции – дать пошаговое руководство пользователю, начинающему работать с преобразователями частоты Delta Electronics.
Инструкция относится ко всем сериям преобразователей частоты (ПЧ), и описывает общие особенности работы с ними. При необходимости получения конкретной, более подробной информации по описываемым здесь параметрам и их значениям – просьба обращаться к оригинальной документации на русском или (что предпочтительнее) – на английском языке.
Несмотря на то, что в документации на преобразователи частоты Delta Electronics есть разделы, посвященные первому включению, пользователи задают много вопросов типа «Как управлять частотником с внешних терминалов (кнопок)», «Как подключить потенциометр задания частоты», и т.п.
Кроме того, и к большому сожалению, оригинальная документация не содержит даже упоминания о необходимости сброса параметров на установки по умолчанию для 50Гц, при первом включении в сеть. Исправим эту ситуацию.
Итак, вы распаковали преобразователь частоты, проверили отсутствие механических повреждений после транспортировки. Что дальше?
Проверка соответствия количества фаз и величины питающего напряжения вашей сети и ПЧКазалось бы, что тут проверять? Если частотник на 380В, то как его можно додуматься подключить к сети 220В, или наоборот? Может быть, и не стоило бы об этом говорить, но… были случаи, когда «… я его включаю, он сначала включился нормально, потом заморгал, появилась какая-то ошибка, пошел дымок и автоматы выбило….»
Вот чтобы такого не произошло с вами, давайте ещё раз проверим.
Итак, частотники Delta Electronics выпускаются на несколько классов питающих напряжений, но условиям электроснабжения в Украине соответствуют всего 3 варианта исполнений.
Исполнение ПЧ по напряжению указывается в последних двух цифрах кода модели, перед последней буквой кода
- 1 фаза 220В – соответствуют цифры “21” в конце кода (пример VFD007L21A)
- 3 фазы 380В – соответствуют цифры “43” в конце кода (пример VFD150F43A)
- 3 фазы 220В (очень редко встречается) – соответствуют цифры “23” в конце кода (пример VFD037B23A)
Преобразователи частоты, рассчитанные на 3-фазное питание 380В (цифры “43” в конце кода) – нельзя подключать к сети 220В, как к 1-фазному, так и 3-фазному варианту.
Преобразователи частоты, рассчитанные на 1-фазное питание 220В (цифры 21 в конце кода) – иногда можно подключать к 3-фазной сети 220В, но только 220В, а не 380В. Об этом говорится в документации. Например, ПЧ VFD007B21A с однофазным питанием можно подключить к 3-фазной сети 220В (только 220, а не 380В), если такая сеть доступна в месте установки прибора. В данной ситуации, если есть необходимость подключить однофазный преобразователь к трехфазной сети 220В, и вы не уверены, как поступить, лучше дополнительно проконсультироваться с техподдержкой.
Преобразователи частоты, рассчитанные на 3-фазное питание 220В (цифры “23” в конце кода) – нельзя подключать к сети 380В 3 фазы, или к сети 220В 1 фаза.
Вне зависимости от того, какое напряжение и число фаз на входе частотника, на выходе у него всегда будут 3 фазы. Напряжение на выходе у ПЧ не будет больше входного.
Какие клеммы использовать для подключения ПЧ к питающей сети ?Входные клеммы обозначены как
R(L1), S(L2), T(L3) – у трехфазных моделей, и у некоторых у моделей с однофазным питанием без фильтра на входе.
R(L1), S(L2) – у однофазных моделей.
В случае с трехфазным питанием – подключаемся ко всем трем клеммам.
В случае однофазного питания у частотника с тремя клеммами R S T на входе – используем любые две клеммы из трех.
Какие клеммы использовать для подключения двигателя к ПЧ ?Дня начала уточним параметры двигателя. Общепромышленные двигатели на напряжение 380/220В выпускаются с обмотками, включенными по схеме «звезда» или «треугольник». Когда мы говорим про напряжение 380В, то схема «звезда», если 220В – то «треугольник». Схема соединения обмоток чаще всего может быть изменена пользователем – в таких случаях в клеммной коробке двигателя будут все 6 контактов обмоток, перемкнутых шинами. Шины можно открутить и пересоединить на другую схему (подсказка чаще всего выгравирована на обратной стороне крышки клеммной коробки).
Изредка производители двигателей жестко фиксируют схему соединения обмоток, не давая пользователям её изменить – тогда в клеммной коробке будут всего 3 вывода.
Если есть необходимость подключения двигателя на 380В к частотнику с выходом 220В – то нужно убедиться в возможности переключения обмоток двигателя, взглянув ему в клеммную коробку и убедившись в наличии всех 6 выводов обмоток.
У ПЧ выходные клеммы обозначены U(T1), V(T2), W(T3) – их используем для подключения к двигателю.
В случае подачи питающего напряжения к клеммам двигателя U, V, W вместо входных клемм R, S, T – произойдет немедленный выход из строя ПЧ, ремонт не гарантийный и будет стоить дорого!
Можно ли подключать двигатель, рассчитанный только на 220В, к частотнику с выходом 380В ?В принципе, можно.
Однако помним про необходимость ограничения напряжений на выходе ПЧ величинами, безопасными для двигателя.
Кроме того, двигатель, рассчитанный на 220В, при одной и той же мощности потребляет больший ток, чем двигатель, рассчитанный на 380В. Нужно убедиться, что двигатель не будет требовать от ПЧ больший ток, чем тот сможет дать.
Чаще всего в таких случаях придется использовать ПЧ на единицу большей мощности, что уменьшает ценность такого решения.
Первое включение в сеть и сброс параметров на значения по умолчанию для 50ГцИтак, вы всё проверили и ПЧ подключен к сети (надеюсь, вы не забыли про автомат или предохранители – их параметры приведены в документации). Подали напряжение, и через несколько секунд (чем мощнее ПЧ, тем больше запаздывание) – увидели светящиеся цифры «60» на индикаторе встроенного пульта.
Так должно быть в идеале. Значит, привод работает, с ним ничего страшного не произошло за время транспортировки, и можно начинать настраивать.
По умолчанию все ПЧ идут настроенными на частоту питающей сети 60Гц – это стандарт для Юго-Восточной Азии. Если не сбросить параметры на умолчания для сети 50Гц – то получите «недовозбуждённый» двигатель, который греется, или вообще отказывается вращаться.
Как проводится сам сброс.Это делается установкой указанного в документации параметра в указанное значение. У каждой серии ПЧ свой параметр, отвечающий за сброс на умолчания для 50Гц.
Поскольку это очень важно, то приведем здесь параметры и их значения, соответствующие сбросу, для каждой серии ПЧ.
- VFD-B, E, EL, VE, C2000, L – задать параметр Pr.00-02 = 09
- VFD-F, G – задать параметр Pr.06-15 = 09
Как программировать параметры ПЧ с клавиатуры - подробно написано в документации, и на всякий случая - см. предпоследний пост в данной теме.
Сразу после выполнения сброса – все параметры возвращаются в значения по умолчанию, а это значит, что источником команд управления (RUN-STOP, FWD-REV) являются кнопки встроенной панели управления ПЧ, а источником задания выходной частоты – кнопки вверх-вниз встроенной панели управления ПЧ. Изменить это можно позже, запрограммировав другие значения соответствующих параметров.
Первый запуск двигателяПосле сброса параметров, если всё прошло нормально, можно пробовать покрутить двигатель. Желательно первый пуск производить без нагрузки, если есть такая возможность.
- С помощью кнопок «▼» и «▲» выставить на индикаторе небольшую частоту – например, 5Гц
- Запустить привод в работу кнопкой «RUN», при необходимости – остановить кнопкой «STOP»
Следует проверить направление вращения двигателя на предмет его соответствия направлению «вперед», принятому для данного механизма. Если направление вращения двигателя не соответствует направлению FWD (Вперед), то можно поменять местами любые две фазы на выходе ПЧ - провода U, V, W. Конечно же, делать это можно только при выключенном приводе.
Если двигатель вращается в нужном направлении, без рывков и вибраций, то можно приступать к собственно настройке ПЧ на выполнение задачи.
Продолжение - см. следующий пост в данной теме